Еще раз перечитав, понял, что мое собственное мнение в этой области еще не сформировалось окончательно, поэтому прошу прощения, что буду говорить чужими фразами, но они близки к моему пониманию, поэтому готов их отстаивать как свои.
SuperNosce писал(а): Вообще, главная отличительная способность человека от животных - это язык, который является компутационной системой. ...
Так вот, вероятно с каждым выученным словом нейронная сеть начинает работать по новому, у человека появляются новые идеи в голове, которыми он оперирует. И лингвист Ноам Хомский говорит даже о таком явлении как компутационная эффективность и компутационная оптимизация языка, что язык стремится минимизировать сложность чтобы добиться лучшей эффективности обработки информации в голове, и вообще, не было бы слов и не было бы языка - нечем было бы и думать.
Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение. Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель.
Словесная сигнализация у человека сделала возможным отвлеченное и обобщенное восприятие явлений, что стало основой мышления. Благодаря отвлеченному логическому мышлению, он познает окружающий мир и его законы. Способность к мышлению используется и в практической деятельности, когда ставит определенные цели, намечает пути реализации и достигает их.
Развитие такой (
второй сигнальной) системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений. Но она возникла на базе первой и функционирует в тесной связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением. (
Первой сигнальной системой Павлов назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.)
Язык в целом и ВД отдельного человека действительно стремится минимизировать сложность, чтобы добиться лучшей эффективности обработки информации в голове. Образ мира в "зеркале языка" формируется быстрее, поскольку бóльшая часть информации, накопленной обществом к настоящему времени и продолжающей аккумулироваться, представлена в языковом виде, но это не означает, что с повышением компутационных возможностей повышается достоверность результатов мышления.
Утверждение: "не было бы слов и не было бы языка - нечем было бы и думать", на мой взгляд, преувеличено, так как по данным психологов, решение задач осуществляется у ребенка сначала в наглядно-действенном плане, затем в наглядно-образном и уже потом в словесно-мыслительном, что указывает на возможность формирования активных операций сопоставления образов еще на доречевом этапе. А после прохода этапов комплексного мышления и словесных обобщений, которые служат переходным мостом к высшей ступени - образованию понятий, в которых отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений (Понятие - это как бы сам акт понимания, чистая деятельность мышления, т.е. когда говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что понимаем сущность этого объекта). Поэтому следующий этап мышления - мышление пониманием, имеющее другие показатели качества и скорости. Картинка ниже - наглядное отображение.
SuperNosce писал(а): Хомский говорит, что десятки тысяч лет назад появился первый человек, у которого произошла мутация в голове, и он был первый носитель языка. Он сразу отличился способностями к мышлению, и поэтому его потомство стало более способным к выживанию и оставлению потомства, и его потомство всех возглавило. А мы предки этих людей. Хомский говорит что язык это по сути способность компутационно обрабатывать информацию, эта одна и та же мутация у всех людей, поэтому по сути, все люди говорят на одном языке, и это лишь на первый взгляд кажется что языки разные. Конечно, о том что я сказал, он написал целые книги, где все намного подробнее объяснено.
Хомский говорит что в лингвистике и работе ума/мозга пока ясно лишь то, что пока еще ничего не ясно.
На этапе появления носителей языка не существовало такого объема знаний, заложенных в нем и источниках, доступных посредством него, поэтому основным фактором прогресса выступали: возможность взаимодействия людей (компутационные способности двух и более нейронных сетей объединялись) и обмена индивидуально накопленным опытом. Предположение, что все люди говорят на одном языке верно только с точки зрения общности функционирования и глобализация усиливает этот эффект, но разделение на страны, этнические и социальные группы сформировали различные понятия и взаимосвязи между ними. Вплоть до того, что был получен обратный эффект: в одном человеке созданы альтернативные взаимосвязи между понятиями и альтернативное мышление пониманием. (Самый яркий пример: Украина с правящей элитой во главе с Януковичем, оперируя одними (общными) словами формировала разное понимание у разных слоев граждан.)
Когда вы указываете на определенное дерево и говорите "береза", реальный пучок сенсорных сигналов уничтожается языком. Часто у человека разговор:
1. претендует на приравненность к реальности, хотя и невероятно далек от нее;
2. обусловливает восприятие, и делает это тем более масштабно, чем распространенней область его применения.
Язык фактически фиксирует переживаемую действительность и неминуемо отдаляет восприятия человека от Реальности. Как только разговорное сознание стало доминирующим у человека, он перестал воспринимать то, что реально предлагается его органами чувств - его заменило восприятие слов, их жестко закрепленные значения и взаимосвязи этих значений. Можно даже сказать, что с момента появления разговора (особенно его развития до внутреннего диалога) человек вообще не знает никакого реального восприятия - вместо него возник особый психический процесс, который можно назвать осознание при восприятии, вторичное отражение мира с помощью знаков.
С этой точки зрения язык - инструмент для приведения мира в существование. Данная нам в восприятии "реальность" не просто отражается в языке - она действительно создается языком. Ребенок начинает познавать мир полагаясь на ограниченное количество внешних, заранее сформированных, мнений, что приводит в конечном итоге к строго определенному и единственному восприятию, соответствующему общепринятому описанию мира. В зависимости от языковой традиции в месте проживания индивида человек расчленяет природу в направлении, подсказанным конкретным языком. Причем обычный человек выделяет те или иные типы и категории в мире явлений не потому, что они самоочевидны, а как раз наоборот: восприятие мира структурируется только языковой системой, не имеющей ничего общего с реальностью. То есть, выучив другой язык, человек включает в свое описание мира и те типы и категории, которые существуют в иных культурах. Несмотря на пользу языка как ключа к сокровищнице знаний предыдущих поколений, описание остается описанием и обычный человек остается его жертвой как только язык убеждает его, что данное через разговор суженное сознание - единственно доступное и так извращает его восприятие, что он начинает считать свои мифические концепции чем-то реальным.
Стоит только прекратить разговаривать, прекратить ВД, чистое восприятие Реальности происходит без языка (так как название аннулирует полученный опыт). Прийдя к возможности произвольного разъединения с языком, выученное языком внимание человека освобождается, чтобы слить с Реальностью, что расширяет его возможности.
В восприятии субъекта увеличение скорости осознания проявляется как:
1. Ни с чем не сравнимое богатство личных взаимодействий.
2. Умение схватывать любое новое знание "на лету", все непосредственно и точно понимать без тени сомнений.
3. Свобода действовать напрямую и сразу, без промежуточных мыслительных процессов и разного рода приготовлений.
4. Появляется способность улавливать и схватывать сообщения мира, которые просто не попадали ранее в поле восприятия.
Т.е. на каком-то этапе для человека язык не только не улучшает мышление, а становится помехой в познании Реальности.