Клиническая психология (С. Ведехина).

Всё обо всём. Место, где можно свободно общаться на любую тему, не связанную с фазой: политика, спорт, хобби, кино, книги и т.д. Старайтесь не оскорблять друг друга и не нарушать законодательства РФ!

Модератор: модераторы подфорумов

Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Решил почитать серьёзную литературу.

Глава 1.
В ней рассказывается, что такое клиническая психология. (Так же существует термин медицинская психология).

«Клиническая психология – это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов».

Содержание этой дисциплины может быть разным. Оно включает:

1) применение достижений психологии в медицинской практике (прежде всего это касается решения проблемы взаимодействия врача с пациентом);

2) предупреждение болезней (профилактику) и охрану здоровья;

3) психические аспекты соматических расстройств и пр.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 2.
Предмет и объект исследования клинической психологии

По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного).

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Предметом общей клинической психологии являются:

1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности общения больного и врача, а также влияние психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений на состояние человека;

2) психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

3) индивидуальность (личность, характер и темперамент), эволюция человека, прохождение им последовательных этапов развития в процессе онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), а также эмоционально-волевые процессы;

4) вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны;

5) психогигиена (психология медицинских консультаций, семьи), в том числе психогигиена лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический), психология половой жизни;

6) общая психотерапия.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 3.
Цели и структура клинической психологии. Основные разделы и области их исследования

1) изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

2) изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;

4) изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей микросредой;

5) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

6) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.


Можно выделить конкретные разделы медицинской психологии, которые находят практическое применение знаний в соответствующих клиниках: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.


Патопсихология изучает нарушения психической деятельности, закономерности распада психики по сравнению с нормой. Она отмечает, что патопсихология оперирует понятиями общей и клинической психологии и использует психологические методы. Патопсихология работает как над проблемами общей клинической психологии (когда исследуются изменения личности психических больных и закономерности распада психики), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Объектом изучения нейропсихологии служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает, как изменения психики влияют на возникновение соматических заболеваний.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 4
Взаимосвязь клинической психологии с другими науками.


Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.

Психиатрия – медицинская наука, но она теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Эти науки имеют общий предмет научных исследований – психические расстройства. Но кроме этого, клиническая психология занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, по проблемам супружества), а также психическими аспектами соматических расстройств. Однако психиатрия как частная область медицины больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах.

Клиническая психология связана с психофармакологией: и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения.

Успешно развивается медицинская педагогика – смежная с медициной, психологией и педагогикой область, в задачи которой входит обучение, воспитание и лечение больных детей.

Клиническая психология близка и к ряду других психологических и педагогических наук – экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 5.
Зарождение и становление клинической психологии.


Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистра-том был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию.

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы.

Благодаря А. Ф. Лазурскому естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

1) патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

2) нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии {А. Р.Лурия, Е. Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития как за рубежом, так и в России.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 6.
Практические задачи и функции клинического психолога.


Клинический психолог в учреждениях здравоохранения – это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом.

Медицинская помощь оказывается бригадой специалистов. Такая «бригадная» модель оказания медицинской помощи первоначально возникла в психотерапевтической и психиатрической службах. Центром бригады является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном сотрудничестве с другими специалистами.

Деятельность психолога в медицинском учреждении направлена на:

1) повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека;

2) гармонизацию психического развития;

3) охрану здоровья;

4) профилактику и психологическую реабилитацию.


Предметом деятельности клинического психолога

можно считать психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др.

В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности:

1) диагностическую;

2) экспертную;

3) коррекционную;

4) профилактическую;

5) реабилитационную;

6) консультативную;

7) научно-исследовательскую и др.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 7.
Особенности и задачи патопсихологического исследования.


Основными направлениями работы патопсихолога являются следующие.

1. Решение задач дифференциальной диагностики.

Чаще всего такие задачи возникают при необходимости отличить начальные проявления вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии и органических заболеваний головного мозга. Также необходимость в патопсихологическом исследовании может возникнуть при распознавании стертых или «маскированных» депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний и некоторых форм патологии позднего возраста.

2. Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств.

С помощью патопсихологического исследования психолог может определить выраженность и характер нарушений отдельных психических процессов, возможности компенсации этих нарушений с учетом психологических особенностей той или иной деятельности.

3. Диагностика психического развития и выбор путей обучения и переобучения.

В детских учреждениях патопсихолог играет большую роль в решении диагностических задач. Важной задачей здесь является определение аномалий психического развития, выявление степени и структуры различных форм нарушений психического развития. Патопсихологическое исследование способствует лучшему пониманию характера аномалии психического развития, а также служит основой для разработки психокоррекционных программ для дальнейшей работы с ребенком.

4. Исследование личности и социальной среды больного.

В данном случае психологический эксперимент строится по принципу моделирования определенной предметной деятельности. При этом выявляются особенности психики больных, психических процессов и свойств личности, которые играют важную роль в социальной и профессиональной адаптации. Патопсихолог должен установить, какие функции поражены, а какие сохранны, и определить способы компенсации в различных видах деятельности.

5. Оценка динамики психических нарушений. Психологические методы оказываются эффективными

для выявления изменений в системе отношений и в социальной позиции пациента в связи с осуществляемой психокоррекционной работой. Важно отметить, что при оценке динамики состояния больного всегда проводится повторное психологическое обследование.

6. Экспертная работа.

Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практике психологическое обследование может выступать в качестве самостоятельного доказательства. Задачи исследования определяются видом экспертизы, а также вопросами, на которые должен ответить психолог в ходе эксперимента.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 8.
Методы патопсихологического исследования.


Методы, применяемые для патопсихологического исследования, можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.

К нестандартизированным методам патопсихологического исследования относятся:

1) метод «формирования искусственных понятий» Л. С. Выготского, который используется для выявления особенностей понятийного мышления при различных психических заболеваниях, прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга;

2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, который применяется для анализа различных нарушений процессов отвлечения и обобщения;

3) методы «классификация», «предметные картинки», «исключение предметов», «исключение понятий», «толкование пословиц» и другие методы исследования мышления;

4) метод «корректурных проб» Анфимова-Бурдона и метод «черно-красных цифровых таблиц» Шульте-Горбова (для исследования внимания и памяти), а также методы набора слогов и слов, методы Крепелина и Эббингауза применяют для исследования кратковременной памяти;

5) метод «незаконченных предложений»;

6) метод «попарных профилей»;

7) тематический апперцепционный тест (ТАТ) и другие методы для исследования личности.


Стандартизированные методы широко применяются в диагностической работе. В данном случае специальным образом подобранные задания предъявляют в одинаковой форме каждому испытуемому. Таким образом, появляется возможность сопоставить способы и уровни выполнения задания испытуемым и другими лицами.

Патопсихологический эксперимент направлен:

1) на изучение реальной деятельности человека;

2) на качественный анализ различных форм распада психики;

3) на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и возможности ее восстановления.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 9.
Порядок проведения патопсихологического исследования.


Патопсихологическое исследование включает следующие этапы.

1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и постановка задачи патопсихологического исследования.

2. Проведение патопсихологического исследования.

В первую очередь психологу нужно установить контакт с больным. От успешности установления психологического контакта между патопсихологом и испытуемым во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результатов.

Есть несколько видов отношений больного к патопсихологическому исследованию:

1) активное (больные с интересом включаются в эксперимент, адекватно реагируют как на успех, так и на неудачи, интересуются результатами исследования);

2) настороженное (сначала больные относятся к исследованию с подозрительностью, иронией или даже боятся его, но в процессе эксперимента неуверенность исчезает, больной начинает проявлять аккуратность и исполнительность; при данном типе отношения следует отметить «задержанную форму реагирования», когда наблюдаются расхождения между субъективными переживаниями испытуемого и внешним выразительным компонентом поведения);

3) формально-ответственное (больные выполняют требования психолога без личной заинтересованности, не интересуются результатами исследования);

4) пассивное (больному требуется дополнительная мотивация; установка на обследование отсутствует либо крайне неустойчивая);

5) негативное или неадекватное (больные отказываются от участия в исследовании, выполняют задания непоследовательно, не следуют инструкции).


3. Описание результатов, составление заключения по результатам исследования – пределы компетенции психолога.

Но основе результатов исследования составляется заключение, в котором последовательно излагаются выводы.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 10.
Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.


Одним из видов нарушений развития личности являются изменения в мотивационной сфере.

Психологический анализ изменений мотивов является одним из способов исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности.

К основным характеристикам мотивов относят:

1) опосредованный характер мотивов;

2) иерархичность построения мотивов.


У детей иерархическое построение мотивов и их опосредование начинает зарождаться еще до школы. Затем в течение всей жизни происходит усложнение мотивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой-либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд частных мотивов (овладеть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходимыми, так как они непосредственно стимулируют человеческое поведение. Содержание какой-либо деятельности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих мотивов, которые дают возможность опосредования мотивов в их иерархическом строении.


Изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример – сужение круга интересов). В ходе патопсихологического исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некоторых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальнейшем. Также у больного обнаруживается завышенная самооценка.


Под влиянием алкоголизма данного больного разрушается прежняя иерархия мотивов. Иногда у него появляются какие-то желания (например, устроиться на работу), и больной совершает какие-то действия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Однако все эти побуждения не носят стойкого характера. Главным (смыслообразующим) мотивом, который контролирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.


1) данные изменения не выводятся непосредственно из нарушений мозга;

2) они проходят сложный и длительный путь формирования;

3) при формировании изменений действуют механизмы, схожие с механизмами нормального развития мотивов.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 11
Нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотива.


Теперь рассмотрим патологию смыслообразующей и побудительной функций мотивов.

Только при слиянии двух этих функций мотива мы можем говорить о сознательно регулируемой деятельности. Из-за ослабления и искажения данных функций происходит серьезное нарушение деятельности.


Были проведены исследования. Шизофреников попросили сделать следующее:

1) нарисовать сто крестиков;

2) выполнить двенадцать строчек корректурной пробы (по Бурдону);

3) выполнить восемь строчек счета (по Крепелину);

4) сложить один из орнаментов методики Коса;

5) построить из спичек «колодец»;

6) сделать из канцелярских скрепок цепочку;

7) решить три различные головоломки.


Таким образом, больному было необходимо выбрать те действия, которые являются наиболее целесообразными для достижения основной цели (выполнить определенное количество заданий за определенное время).


Проводя данное исследование на здоровых испытуемых, М. М. Коченов пришел к выводу, что для достижения поставленной цели необходим ориентировочный этап (активная ориентировка в материале), который присутствовал у всех представителей данной группы испытуемых.

Все испытуемые руководствовались степенью сложности заданий и выбирали те из них, выполнение которых займет меньше времени, так как стремились уложиться в отведенные им семь минут.

Таким образом, у здоровых испытуемых в данной ситуации происходит структурирование отдельных действий в целенаправленное поведение.

(По сути выходит здоровые люди сначала выбирают лёгкие задания, а потом сложные).

При проведении эксперимента среди больных шизофренией были получены иные результаты:

1) у больных не было ориентировочного этапа;

2) они не выбирали легких заданий и часто брались за те задания, которые явно невозможно выполнить в отведенный срок;

3) иногда больные выполняли задания с большим интересом и с особенной тщательностью, не замечая, что время уже истекло.

Обратим внимание, что все больные тоже знали, что им надо уложиться в отведенное время, но это не становилось регулятором их поведения. В ходе эксперимента они могли спонтанно повторять «я должен уложиться в 7 минут», не меняя при этом способов выполнения задания.


Нарушение деятельности больных шизофренией было обусловлено изменением мотивации сферы. Мотив у них превращался в просто «знание» и таким образом терял свои функции – смыслообразующую и побудительную.

Именно смещение смыслообразующей функции мотивов являлось причиной нарушения деятельности больных, изменения их поведения и деградации личности.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 12
Нарушение подконтрольности и критичности поведения



Сбой подконтрольности поведения – один из образов нарушения личности. Он выражается в неправильной оценке больным своих действий, в отсутствии критичности к своим болезненным переживаниям. Исследуя нарушения критики у психически больных, И. И. Кожуховская показала, что некритичность в любых формах свидетельствует о нарушении деятельности в целом. Критичность, как считает Кожуховская, является «вершиной личностных качеств человека».


Больной М.

Год рождения – 1890.

Диагноз: прогрессивный паралич.

История болезни. В детстве развивался нормально. Окончил медицинский факультет, работал хирургом.

В 47 лет появились первые признаки душевного заболевания. Производя операцию, допустил грубейшую ошибку, которая привела к смерти больной.

Психическое состояние: правильно ориентирован, многоречив. Знает о своем заболевании, но относится к этому с большой легкостью. Вспоминая о своей хирургической ошибке, с улыбкой говорит, что «у всех бывают случайности». В данный момент считает себя здоровым, «как бык». Убежден в том, что может работать хирургом и главным врачом больницы.

При выполнении даже простых заданий больной допускает множество грубых ошибок.

Не дослушав инструкцию, пытается подойти к заданию на классификацию предметов, как к игре в домино, и спрашивает: «Как же узнать, кто выиграл?» Когда же ему зачитывают инструкцию второй раз, выполняет задание правильно.

Выполняя задание «установление последовательности событий», пытается просто объяснить каждую картинку. Но когда экспериментатор прерывает его рассуждения и предлагает разложить картинки в нужном порядке, больной правильно выполняет задание.


При выполнении задания «соотнесение фраз с пословицами» больной правильно объясняет поговорки «Семь раз отмерь – один раз отрежь» и «Не все то золото, что блестит». Но он неправильно относит к ним фразу «Золото тяжелее железа».

С помощью методики пиктограмм были получены следующие результаты: больной образует связи довольно обобщенного порядка (для запоминания словосочетания «веселый праздник» рисует флаг, «темная ночь» – заштриховывает квадрат). Больной очень часто отвлекается от задания.

При проверке обнаруживается, что больной запомнил лишь 5 слов из 14. Когда же экспериментатор сообщил ему, что это очень мало, больной с улыбкой ответил, что в следующий раз запомнит больше.

Таким образом, мы видим, что у больных отсутствует мотив, ради которого они совершают ту или иную деятельность, выполняют то или иное задание.

Их действия являются абсолютно немотивированными, больные не осознают своих поступков, своих высказываний.

Потеря возможности адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих привела к разрушению деятельности этих больных и глубокому личностному нарушению.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 13
Нарушение операциональной стороны мышления. Методики его исследования.


Нарушение операционной стороны мышления происходит в двух категориях:

1) снижение уровня обобщения;

2) искажение процесса обобщения.


Выделяют четыре уровня процесса обобщения:

1) категориальный – это принадлежность к группе исходя из существенных признаков;

2) функциональный – принадлежность к группе исходя из функциональных признаков;

3) конкретный – принадлежность к группе исходя из конкретных признаков;

4) нулевой – перечисление предметов или их функций, отсутствие попыток обобщить предметы.


Основные методики, которые используются для диагностики патологии мыслительной деятельности.


1. Методика «Классификация предметов» Задача испытуемого заключается в том, чтобы отнести

предметы к той или иной группе (например, «люди», «животные», «одежда» и т. д.). Потом испытуемому предлагается расширить образованные им группы (например, «живое» и «неживое»). Если на последнем этапе человек выделяет две-три группы, можно говорить о наличии у него высокого уровня обобщения.


2. Методика «Исключение лишнего» Испытуемому предъявляются четыре карточки. На трех из них изображены предметы, которые имеют что-то общее; четвертый предмет должен быть исключен.

Выделение слишком обобщенных признаков, неспособность исключить лишний предмет свидетельствует об искажении процесса обобщения.


3. Методика «Образование аналогий» Испытуемому предъявляют пары слов, между которыми существуют определенные смысловые отношения. Задача испытуемого – выделить пару слов по аналогии.


4. Методика «Сравнение и определение понятий»

Стимульный материал представляет собой однородные и разнородные понятия. Эта методика используется для исследования искажения процесса обобщения.

5. Толкование переносного смысла пословиц и метафор

Существует два варианта данной методики. В первом случае испытуемому предлагается просто объяснить переносный смысл пословиц и метафор. Второй вариант заключается в том, что для каждой пословицы нужно найти соответствующую по значению фразу.


6. Методика пиктограмм

Задача испытуемого – запомнить 15 слов и словосочетаний. Для этого ему нужно изобразить легкий рисунок, чтобы запомнить все словосочетания или слова. Затем анализируется характер выполненных рисунков. Обращается внимание на наличие связей между стимульным словом и рисунком испытуемого.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Довольно интересная методика.
Что лишнее в данном перечне слов: карандаш, ручка, сканер, фломастер?))
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 14.
Снижение уровня обобщения.


При снижении уровня обобщения у больных преобладают непосредственные представления о предметах и явлениях, т. е. вместо выделения общих признаков больные устанавливают конкретно-ситуационные связи между предметами и явлениями. Они с трудом абстрагируются от конкретных деталей.

«…один из описываемых больных отказывается объединить в одну группу козу с волком, „потому что они враждуют“; другой больной не объединяет кошку и жука, потому что „кошка живет в доме, а жук летает“. Частные признаки „живет в лесу“, „летает“ больше определяют суждения больных, чем общий признак „животные“. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию; для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены. Даже стол и стул нельзя отнести к одной группе, так как „на стуле сидят, а на столе работают и кушают…“.


Больным предъявляют картинки «лампа керосиновая», «свеча», «лампочка электрическая», «солнце» и спрашивают, что нужно удалить. Экспериментатор получает следующие ответы.

1. «Надо удалить свечу. Она не нужна, есть лампочка».

2. «Не надо свечи, она быстро сгорает, она невыгодна, и потом уснуть можно, может загореться».

3. «Не нужна лампа керосиновая, сейчас повсюду есть электричество».

4. «Если днем, то нужно удалить солнце – и без него светло».

Предъявляются картинки «весы», «часы», «термометр», «очки»:

1) больной удаляет градусник, объясняя, что «он только в больнице нужен»;

2) больной удаляет весы, так как «они нужны в магазине, когда надо завешивать»;

3) больной не может ничего исключить: говорит, что часы нужны «для времени», а градусник – «измерять температуру»; очки он не может удалить, потому что «если человек близорукий, то они нужны ему», а весы «не всегда нужны, но тоже полезны в хозяйстве».

Итак, мы видим, что часто больные подходят к предъявляемым предметам с точки зрения их пригодности в жизни. Они не понимают условности, которая скрыта в поставленной перед ними задаче.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 15
Искажение процесса обобщения. Нарушение динамики мышления.


Больные с искажением процесса обобщения, как правило , руководствуются чрезмерно обобщенными признаками. У таких больных преобладают случайные ассоциации.

Например: больной относит к одной группе ботинок и карандаш, потому что «они оставляют следы».

Искажение процесса обобщения встречается у больных шизофренией.


Если для больных со сниженным уровнем обобщения составление пиктограмм представляет трудность из-за того, что они не в состоянии отвлечься от каких-то определенных значений слова, то больные с искажением процесса обобщения легко выполняют это задание, так как могут образовать любую ассоциацию, не связанную с поставленной перед ними задачей.


Например: больной для запоминания словосочетаний «веселый праздник» и «теплый ветер» рисует два кружка и два треугольника соответственно, а для запоминания слова «разлука» – лук.


и шизофрении):

1) объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»;

2) выделяет группу предметов «свинья, коза, бабочка», потому что «они волосатые»;

3) автомобиль, ложку и телегу относит к одной группе «по принципу движения (ложку тоже двигают ко рту)»;

4) объединяет в одну группу часы и велосипед, потому что «часы измеряют время, а когда едут на велосипеде, измеряется пространство»;

5) лопату и жука относит к одной группе, так как «лопатой роют землю, жук тоже роется в земле»;

6) объединяет в одну группу цветок, лопату и ложку, потому что «это предметы, вытянутые в длину».


Выделяют несколько видов нарушения динамики мышления.

1. Непоследовательность суждений.

2. Лабильность мышления.

3. Инертность мышления.


При данном виде нарушений необходимо прежде всего обращать внимание на:

1) особенности переключения испытуемого с одного вида деятельности на другой;

2) чрезмерную обстоятельность суждений;

3) склонность к детализации;

4) неспособность сохранять целенаправленность суждений.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 16.
Непоследовательность суждений.


Характерной особенностью больных с непоследовательностью суждений является неустойчивость способа выполнения задания. Уровень обобщения у таких больных обычно снижен. Они вполне успешно выполняют задания на обобщение и сравнение. Однако правильные решения у таких больных чередуются с конкретно-ситуационным объединением объектов в группу и с решениями, основанными на случайных связях.

Рассмотрим действия больных с непоследовательностью суждений при выполнении задания «классификация предметов». Такие больные правильно усваивают инструкцию, пользуются адекватным способом при выполнении задания, выбирают картинки по обобщенному признаку. Однако через некоторое время больные меняют правильный путь решения на путь неправильных случайных ассоциаций. При этом отмечается несколько особенностей:

1) чередование обобщенных (правильных) и конкретно-ситуационных сочетаний;

2) логические связи подменяются случайными сочетаниями (например, больные относят объекты к одной группе, потому что карточки лежат рядом);

3) образование одноименных групп (например, больной выделяет группу людей «ребенок, врач, уборщица» и вторую одноименную группу «моряк, лыжник»).

Данное нарушение динамики мышления характеризуется чередованием адекватных и неадекватных решений. Лабильность не приводит к грубым нарушениям строения мышления, а лишь на какое-то время искажает правильный ход суждений больных. Является нарушением умственной работоспособности больных.

Иногда лабильность мышления носит стойкий характер. Такая постоянная, стойкая лабильность встречается у больных МДП в маниакальной фазе.


Часто какое-нибудь слово вызывает у подобных больных цепочку ассоциаций, они начинают приводить примеры из своей жизни. Например, объясняя смысл пословицы «Не все то золото, что блестит», больной в маниакальной фазе МДП говорит: «Золото – это прекрасные золотые часы подарил мне брат, он у меня очень хороший. Брат очень любил театр…» и т. д.

Кроме того, у больных с проявлениями лабильности мышления наблюдается «откликаемость»: они начинают вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из внешней среды. Если это происходит при выполнении задания, больные отвлекаются, нарушают инструкцию, утрачивают целенаправленность действий.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 17
Инертность мышления.


Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений. Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).

Инертность мышления встречается у больных:

1) эпилепсией (наиболее часто);

2) с травмами головного мозга;

3) с умственной отсталостью.



«Больной Б-н (эпилепсия). Шкаф. „Это предмет, в котором хранится что-то… Но в буфете тоже хранят посуду, еду, а в шкафу – платье, хотя и в шкафу часто хранят еду. Если комната маленькая и в ней буфет не помещается или если просто-таки нет буфета, то в шкафу хранят посуду. Вот у нас стоит шкаф; справа – большое пустое пространство, а налево – 4 полки; там и посуда, и еда. Это, конечно, некультурно, часто хлеб пахнет нафталином – это от моли порошок. Опять же бывают шкафы книжные, они не столь глубоки. Полки их уже, полок много. Теперь шкафы вмуровываются в стены, но все равно – это шкаф“.


У испытуемых с инертностью мышления отмечено большое количество запаздывающих ответов. При этом больные отвечают на ранее предъявленное слово, а не на то, которое предъявляется в данный момент. Рассмотрим примеры таких запаздывающих ответов:

1) больной отвечает словом «молчание» на слово «пение», а на следующее слово «колесо» отвечает словом «тишина»;Психология bookap
2) ответив словом «вера» на слово «обман», на следующее слово «голоса» больной отвечает словом «ложь».

Запаздывающие ответы больных являются значительным отклонением от протекания ассоциативного процесса в норме. Они показывают, что следовой раздражитель для таких больных имеет гораздо большее сигнальное значение, чем актуальный.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 18.
Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления.


Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий.

К нарушениям мотивационного компонента мышления относятся:

1) разноплановость;

2) резонерство.


Разноплановость мышления характеризуется отсутствием логических связей между различными мыслями. Суждения больных о том или ином явлении протекают как бы в разных плоскостях. Они могут точно понять инструкцию, обобщить предложенные объекты на основании существенных свойств предметов. Однако не могут выполнять задания в нужном направлении.


Рассмотрим несколько примеров разноплановости мышления.

1. Больной выделяет группу предметов «шкаф, стол, этажерка, уборщица, лопата», так как это «группа выметающих плохое из жизни», и добавляет, что «лопата – эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

2. Больной выделяет группу предметов «слон, лыжник», так как это «предметы для зрелищ. Людям свойственно желать хлеба и зрелищ, об этом знали древние римляне».

3. Больной выделяет группу предметов «цветок, кровать, кастрюля, уборщица, пила, вишня», потому что это «предметы, окрашенные в красный и синий цвета».


Приведем примеры выполнения задания «исключение предметов» одной из больных с разноплановостью мышления:

1) предъявляются картинки «лампа керосиновая», «солнце», «электрическая лампочка», «свеча»; больная исключает солнце, так как «это естественное светило, остальное – искусственное освещение»;

2) предъявляются картинки «весы», «часы», «термометр», «очки»; больная решает удалить очки: «Очки отделю, не люблю очков, люблю пенсне, почему их не носят. Чехов ведь носил»;

3) предъявляются картинки «барабан», «наган», «военная фуражка», «зонтик»; больная удаляет зонтик: «Зонтик не нужен, сейчас носят плащи».

Как мы видим, больная может выполнить обобщение: она исключает солнце, так как это естественное светило. Но затем она выделяет очки на основании личного вкуса (так как «она не любит их», а не потому, что они не являются измерительным прибором). На этом же основании она выделяет зонтик.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 19.
Резонерство. Классификация нарушений мышления по форме и по содержанию.


Резонерство – это тенденция к непродуктивным многословным рассуждениям, склонность к так называемому «бесплодному мудрствованию». Суждения таких больных обусловлены не так нарушением интеллектуальной деятельности, как повышенной аффективностью. Они стремятся подвести любое явление (даже абсолютно незначительное) под какую-то концепцию.


Аффективность проявляется в самой форме высказывания (больной говорит громко, с неуместным пафосом). Иногда одна интонация больного свидетельствует о том, что высказывание «резонерское».


Расстройства мышления делятся на две группы:

1) по форме;

2) по содержанию.


Нарушения мышления по форме в свою очередь делятся на:

1) нарушения по темпу:

а) ускорение (скачка идей, которая обычно наблюдается в маниакальной фазе при МДП; ментизм, или мантизм, – наплыв мыслей, возникающий помимо воли больного при шизофрении, при МДП);

б) замедление – заторможенность и бедность ассоциаций, что обычно встречается во время депрессивной фазы при МДП;


2) нарушения по стройности:

а) разорванность – нарушение логических связей между членами предложения (при этом сохраняется грамматическая составляющая);

б) бессвязность – это нарушение в области речи, смысловой и синтаксической ее составляющих;

в) вербигерация – стереотипное повторение в речи сходных по созвучию отдельных слов и словосочетаний;


3) нарушения по целенаправленности:

а) резонерство;

б) патологическая обстоятельность мышления;

в) персеверация (устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения).



Нарушения мышления по содержанию делятся на:

1) навязчивые состояния – различные непроизвольно возникающие мысли, от которых человек не может избавиться, сохраняя к ним критичное отношение;

2) сверхценные идеи – эмоционально насыщенные и правдоподобные убеждения и представления;

3) бредовые идеи – ложные суждения и умозаключения:

а) паранойяльный бред – систематизированный и правдоподобный бред, протекающий без нарушений ощущений и восприятия;

б) параноидный бред – бред, обычно не имеющий достаточно стройной системы, протекающий чаще всего с нарушениями ощущений и восприятия;

в) парафренный бред – систематизированный бред с нарушениями ассоциативного процесса, протекающий на фоне повышенного настроения.


https://ru.wikipedia.org/wiki/Резонёрство
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 20.
Методики, которые используются для исследования памяти.


1. Десять слов

Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.

Пример: вода, лес, стол, гора, часы, кошка, гриб, книга, брат, окно.


2. Метод пиктограмм

Испытуемому предъявляется 15 слов для запоминания. Для облегчения этой задачи он должен сделать карандашом зарисовки. Записей или буквенных обозначений делать не разрешается. Испытуемого просят повторить слова после окончания работы, а затем – еще раз через 20–30 мин. При анализе особенностей запоминания обращают внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно и сколько не воспроизведено вообще. Модификацией данного метода может служить тест А. Н. Леонтьева. Этот метод предполагает не рисование, а выбор предмета из предложенных готовых картинок. Методика имеет несколько серий, различных по степени сложности. Тест А. Н. Леонтьева можно использовать для исследования памяти у детей, а также у лиц с невысоким уровнем интеллекта.


3. Воспроизведение рассказов

Испытуемому зачитывают рассказ (иногда рассказ дается для самостоятельного чтения). Затем он должен воспроизвести рассказ устно или письменно. При анализе результатов экспериментатор обязательно учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены испытуемым, не наблюдается ли у него конфа-буляций (заполнения пробелов в памяти несуществующими событиями).


4. Исследование зрительной памяти (тестА. Л. Бентона).


Для проведения этого теста используется пять серий рисунков. При этом в трех сериях предлагается по 10 карточек одинаковой сложности, в двух – по 15 карточек. Испытуемому в течение 10 секунд показывают карточку, а затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Анализ полученных данных проводится с помощью специальных таблиц Бентона. Этот тест позволяет получить дополнительные данные о наличии органических заболеваний головного мозга.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 21.
Нарушения непосредственной памяти


Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.

Одними из наиболее распространенных видов нарушений непосредственной памяти являются:

1) корсаковский синдром;

2) прогрессирующая амнезия.

Корсаковский синдром – это нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности памяти на события прошлого. Этот синдром был описан отечественным психиатром С. С. Корсаковым.

Часто больные сами замечают дефекты своей памяти и пытаются заполнить пробелы вымышленными вариантами событий. Реальные события то отчетливо отражаются в сознании больного, то причудливо переплетаются с никогда не существовавшими событиями. Неспособность запоминать текущие события приводит к невозможности организации будущего.


При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются как на текущие события, так и на события прошлого. Больные путают прошлое с настоящим, искажают последовательность событий. При прогрессирующей амнезии отмечены следующие признаки:

1. Интерферирующий эффект – наложение событий прошлого на события настоящего, и наоборот.

2. Дезориентировка в пространстве и во времени. Пример: больной кажется, что она живет в начале ХХ в.; она думает, что недавно началась Октябрьская революция.


Сначала у больных снижается способность к запоминанию текущих событий, затем из памяти стираются события последних лет. При этом сохранившиеся в памяти события из отдаленного прошлого приобретают в сознании больного особую актуальность. Больной живет не в настоящем, а в обрывках ситуаций и действий, которые происходили в далеком прошлом.


1) объясняя смысл пословицы «Не в свои сани не садись», говорит: «Не будь таким нахальным, невежливым, хулиганом. Не ходи, куда не нужно»;

2) смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» объясняет так: «Работай, будь трудолюбивым, культурным, вежливым. Делай все быстро, хорошо. Люби человека. Все для него делай».

Таким образом, понимая переносный смысл пословицы, больная не может запомнить его и отвлекается. Суждения больной характеризуются неустойчивостью, правильные суждения чередуются с неверными.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 22
Нарушение опосредованной памяти


Опосредованным является запоминание с использованием промежуточного (опосредующего) звена с целью улучшения воспроизведения.


Больные с нарушениями опосредованной памяти хуже запоминают слова, когда пытаются использовать опосредующее звено. Опосредование не помогает и тем больным, которые пытаются устанавливать слишком формальные связи (например, для слова «сомнение» больной нарисовал рыбу сом, потому что совпал первый слог, а для слова «дружба» – два треугольника).


1) у больных шизофренией не наблюдалось эффекта лучшего воспроизведения незавершенных заданий по сравнению с завершенными;

2) больные с ригидностью эмоциональных установок (например, при эпилепсии) гораздо чаще воспроизводили незавершенные действия по сравнению с завершенными.

Подводя итоги, сравним результаты, полученные при исследовании здоровых испытуемых и испытуемых с различными психическими заболеваниями.

1. У здоровых испытуемых ВН/ВЗ = 1,9.

2. У больных шизофренией (простая форма) ВН/ВЗ = 1,1.

3. У больных эпилепсией ВН/ВЗ = 1,8.

4. У больных с астеническим синдромом ВН/ВЗ = 1,2.

Итак, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с различными нарушениями мотивационной сферы указывает на важную роль мотивационного компонента в мнестической деятельности.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 23
Методики, применяемые для исследования внимания


1. Корректурная проба. Применяется для исследования устойчивости внимания, способности к его концентрации. Используются бланки с изображением рядов букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору экспериментатора. Для проведения исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента и их характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. д.).

2. Счет по Крепелину. Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты.

После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости) и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания.


3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Для исследования используются специальные таблицы, где в случайном порядке расположены числа (от 1 до 25). Испытуемый должен указкой показывать числа по порядку и называть их. Экспериментатор учитывает время выполнения задания. Исследование с помощью таблиц Шульте помогает выявить особенности переключения внимания, истощаемость, врабатываемость, а также сосредоточенность или отвлекаемость.


4. Модифицированная таблица Шульте. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шульте, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24 красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные – в порядке возрастания, красные – в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой.


5. Отсчитывание. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число (одно и то же). При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке результатов исследуют: характер ошибок; следование инструкции; переключение; сосредоточенность; истощаемость внимания.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 24.
Ощущения. Их классификация.


Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

К основным свойствам ощущений относятся:

1) модальность и качество;

2) интенсивность;

3) временная характеристика (длительность);

4) пространственная характеристика.

Ощущения могут носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер.

Важной характеристикой ощущений является порог ощущения – величина раздражителя, способная вызвать ощущение.


В. М. Вундт предложил разделить ощущения на три группы (в зависимости от того, какие характеристики внешней среды отражаются):

1) пространственные;
2) временные;
3) пространственно-временные.


А. А. Ухтомский предложил разделить все ощущения на 2 группы:

1. Высшие (те виды ощущений, которые дают наиболее тонкий разнообразный дифференцированный анализ, например зрительные и слуховые).

2. Низшие (те виды ощущений, которые характеризуются менее дифференцированной чувствительностью, например болевой и тактильной).


В настоящее время общепринятой и наиболее распространенной является классификация Шеррингтона, который предложил разделить ощущения на три группы в зависимости от месторасположения рецептора и местонахождения источника раздражения:

1) экстерорецепторы – рецепторы внешней среды (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения);

2) проприорецепторы – рецепторы, отражающие движение и положение тела в пространстве (мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные);

3) интерорецепторы – рецепторы, расположенные во внутренних органах (они в свою очередь делятся на хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменения давления во внутренних органах и кровяном русле).
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 25.
Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений.


Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;
2) экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;
2) исследование температурной чувствительности;
3) исследование расстройств органов слуха и зрения.
4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.


Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;
2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.


Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.


1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопатия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 26.
Определение и виды восприятия.


Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.


Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).


Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

4) категориальность – способность обобщать и относить воспринимаемый предмет к определенному классу.


Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.


Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 27.
Основные нарушения восприятия.


1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;
2) физиологические;
3) психические.


2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;
б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.


2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.


3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.


4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела);
2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).


5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).


6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.


1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;
б) агнозию на цвета и шрифты;
в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 28.
Стресс. Кризис.


Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс носит негативный характер;
2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.


Некоторые авторы считают, что стресс зачастую является причиной возникновения различных психических заболеваний.


Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.
2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).


Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:

1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);

2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);

3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).


«Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»


Выделяют следующие виды кризисов:

1) кризисы развития (например, поступление ребенка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);

2) случайные кризисы (например, безработица, стихийное бедствие и т. д.);

3) типовые кризисы (например, смерть близкого человека, появление в семье ребенка и т. д.).
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Аватара пользователя
RoHS
Фазер
Сообщения: 5047
Зарегистрирован: Чт июн 26, 2014 2:26 pm

Re: Клиническая психология (С. Ведехина).

Непрочитанное сообщение RoHS »

Глава 29.
Фрустрация. Страх.


«Фрустрация (англ. frustration – „расстройство, срыв планов, крушение“) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».

Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:

1) наличие мотива;
2) наличие потребности;
3) наличие цели;
4) наличие первоначального плана действия;
5) наличие сопротивления препятствию, которое является фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).


В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность.

Инфантильная личность в случае фрустрации характеризуется неконструктивным поведением, которое выражает в агрессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.

Зрелой личности, напротив, свойственно конструктивное поведение, которое проявляется в том, что человек усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.



Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональной сферы считается страх. Однако страхи могут являться адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до тех пор, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.

Для оценки степени патологичности страхов используют следующие параметры.

1. Адекватность (обоснованность) – соответствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.

2. Интенсивность – степень дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного чувством страха.

3. Длительность – продолжительность страха по времени.

4. Степень контролируемости чувства страха человеком – способность преодолевать собственное чувство страха.


Фобия – это страх, который переживается часто, является навязчивым, плохо контролируется и в значительной степени нарушает деятельность и самочувствие человека.

Наиболее распространенными видами фобий являются:

1) агорафобия – боязнь открытых пространств;

2) клаустрофобия – страх закрытых помещений.

Достаточно распространенным явлением являются социофобии – навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружающих за какие-либо действия.
Мой дневник на аинге - https://forum.aing.ru/viewtopic.php?f=5&t=14468

Мой форум - https://mirsnov.forum2x2.ru/forum
Ответить

Вернуться в «Форум свободного общения»